Первоначально брусчатку изготовляли из дикого камня, обтачивая одну его сторону. Эта технология не могла быть простой и дешевой, но оправдывала себя истинной долговечностью (тысячелетия) и эстетической красотой покрытия. И мастера, которые умели мостить дороги диким обработанным камнем, ценились необычайно высоко.
С налаживанием промышленного производства более дешевых материалов для дорожных покрытий — асфальта и бетона, камень для мощения дорог почти перестали использовать. Но в 20-х годах прошлого столетия открыли промышленный способ изготовления камня правильной формы, который по своим свойствам лишь немногим уступает дикому.
Технология его производства схожа с производством керамического кирпича, только исходным сырьем служат специальные клинкерные глины, которые спекаются в монолит.
Тротуарная брусчатка — это тот же дорожный камень, только облегченный и имеет те же достоинства:
- Необычайно надежен и долговечен. Обладает большой несущей способностью и практически не изнашивается. Дорожные покрытия древнего Рыма стоят и эксплуатируются и поныне.
- Кладется на песчаную дренажную основу, поэтому дороги или тротуары получаются очень устойчивыми к размыванию.
- Покрытие с брусчатки или камня не является жестко соединенным, поэтому оно сохранят целостность даже при значительных сдвигах почвы и при больших нагрузках.
- Необычайно привлекательное покрытие с камня с эстетической стороны. К тому же тротуарную плитку изготовляют самых разнообразных расцветок и оттенков, и из нее можно выкладывать всевозможные декоративные орнаменты.
- Со временем это покрытие не теряет своей первоначальной привлекательности, а только улучшает свои эстетические свойства.
- Невероятно устойчив клинкерный дорожный камень к температурным колебаниям, потому что почти не гигроскопичен — впитывает в себя не более 2-3 % влаги от своего объема. Дикий камень — около 1%. А морозоустойчивость (выдерживание циклов замораживание-размораживание) и гигроскопичность взаимосвязаны.
- Практически не требуется уход за дорожным и тротуарным клинкерным покрытием.
Недостатки дорожного клинкерного кирпича понятны:
- Это весьма недешевый строительный материал.
- Требует от строителей высокой квалификации для его укладки.
- При движении автомобилей по брусчатке образуется более высокий шум, чем при езде по асфальту.
- По такому покрытию неудобно ходить женщинам в обуви с высокими и тонкими каблуками.
- При дожде, а тем более при зимних осадках, тротуары с брусчатки становится очень скользкими.
Главным достоинством клинкерного кирпича является его декоративность, которая может сохраняться веками. Сочетание в рисунке покрытия тротуарной плитки разных размеров и цветов — это обычное явление и задача скорее для художника, чем для строителя.
Современная промышленность способна делать изделия идеально одинаковыми по толщине, что дает возможность брусчаткой выкладывать тротуары на много более ровными и с меньшими размерами швов, чем это делали 100 лет тому назад.
Поэтому ходить и ездить на автомобилях современными клинкерными дорожными покрытиями стало на много приятнее.
Долговечность, морозостойкость и декоративные свойства клинкерной плитки используют не только на тротуарах и площадях. Ею защищают и украшают фасады и цоколя общественных и культурных сооружений.